5 коротких, но оригинальных упражнений для преподавателей английского

 

Запас упражнений разного типа и продолжительности нужен каждому преподавателю английского языка. Они помогут заполнить возникшую паузу, полезно провести оставшиеся до конца занятия несколько минут, разнообразить привычные задания, а также выручат, если вашим ученикам запланированное упражнение по какой-то причине не удастся выполнить.

При этом полезно, чтобы упражнения, которые вы можете предложить, помогали работать над улучшением сразу нескольких аспектов языка. Именно такие разноплановые занятия описаны ниже. Для каждого перечислен круг языковых навыков, которые они помогут тренировать, а также разные варианты их применения.
На необитаемом острове

Это творческое задание будет способствовать тому, чтобы все ученики включились в дискуссию. При желании на его основе можно провести значительную часть занятия, а можно использовать как короткий, но значимый эпизод урока.

Во время выполнения упражнения ваша группа потренирует грамматические и лексические навыки, навыки письма, а также попрактикуется в умении быстро ориентироваться в ситуации, реагировать, используя иностранную речь, и умении вести дискуссию.

Запишите вопрос: «Что бы вы взяли с собой на необитаемый остров?» на доске. Рядом напишите два предмета, которые вы бы сами захватили в такой ситуации. Объясните группе, почему сделали такой выбор, и скажите, что готовы ответить на их вопросы.

Когда ученики будут полностью удовлетворены вашими объяснениями, предложите им сделать собственный выбор. Дайте им несколько минут на то, чтобы записать два предмета, а также коротко обосновать их необходимость – например, пометить ключевые слова или составить более развернутый план ответа. После этого каждому нужно будет защитить свое мнение и ответить на вопросы одногруппников.
Мне нравится…

Каждому приятно говорить о тех вещах, которые его интересуют или доставляют удовольствие. Дайте такую возможность своим ученикам, и вы заметите, насколько выше станет их мотивация на занятии. Благодаря выполнению упражнения, они вспомнят или лучше усвоят активную лексику, повторят грамматический материал, разовьют умение говорить и слушать, правильно строить предложения и фразы. А приятным дополнением станет тренировка памяти и шанс лучше узнать своих одногруппников.

Подайте пример, рассказав о нескольких занятиях, действиях, предметах, которые нравятся лично вам. Особо выделите один из них, скажем, подчеркните, что любите путешествовать. Ваша фраза «Мне нравится путешествовать» и есть начало игры.

Задайте вопрос одному из учеников о его пристрастиях. Его задача – ответить «Мне нравится…», выбрав свой собственный предмет, а затем повторить ваш выбор. В итоге получается небольшая цепочка: «Преподавателю нравится А, а мне нравится В». После этого ученик задает аналогичный вопрос следующему, чья задача не только ответить, но и повторить предыдущие выборы, правильно используя союзы и следя за порядком слов в предложении.

A teacher helps her students in the classroom

Задание можно варьировать, предложив поговорить о том, что ученикам не нравится, или вызывает у них конкретную эмоцию. Полученную информацию легко использовать как материал для дальнейшей дискуссии или письменного задания на тему эмоций, предпочтений и так далее.
Игра в слова

Привычное детское развлечение одинаково полезно и занимательно для учеников любого возраста, если оно проходит на иностранном языке. Очевидно, что это задание поможет тренировать лексические навыки, но одновременно будет способствовать развитию умения слушать, быстро вспоминать нужное слово, улучшит знание орфографии. Еще один полезный момент – в том, что, когда ученики проговаривают отдельные слова, вам проще исправить недостатки в их произношении.

Для начала задайте тему, на которую придется вспоминать слова. Это может быть что-то достаточно узкое – например, названия продуктов или предметов одежды, а может быть тематическая лексика, которая актуальна в рамках текущего цикла занятий. Затем вы называете первое слово, а задача следующего ученика – назвать еще одно, начинающееся с последней буквы того, которое предложили вы. Игра продолжается по цепочке до тех пор, пока вы не будете удовлетворены количеством и тематикой слов, которые вспомнят ваши ученики.

Для большей пользы от упражнения попросите группу внимательно следить за правильностью определения буквы, на которую оканчивается слово, и за строгим соответствием выбранной тематике. Если хочется усложнить задание – проведите игру по принципу «снежного кома», когда нужно назвать не только собственное слово, но и перечислить все (или часть) прозвучавших ранее.
Продолжение истории

Многим нравится сочинять истории, но у некоторых это задание вызывает трудности. Упражнение, которое описано далее, подойдет и тем, и другим. Первые смогут в полной мере проявить креативность, а вторые будут рады тому, что начало истории не придется сочинять самостоятельно.

Помимо грамматики и лексики, это занятие позволит тренировать навыки письма, говорения, аудирования, умение быстро подбирать слова на иностранном языке. Также оно развивает творческое мышление и дает возможность использовать полученные знания на практике, в реальной ситуации.

Прежде всего разделите учеников на несколько небольших групп. После этого продиктуйте или запишите на доске начало предложения. Оно может быть достаточно сложным, а может быть максимально простым – исходя из уровня, на котором ваша группа владеет иностранным языком. Важно, чтобы оно содержало как минимум одно действующее лицо и одно действие, и позволяло несколько вариантов развития событий.

Задача учеников – работая в группах, за определенное время написать как можно больше альтернативных концовок для вашего предложения. Когда срок подойдет к концу, каждой группе нужно будет зачитать свои варианты ответов.

Если позволяет время и у группы есть для этого потенциал, устройте из этого упражнения настоящее соревнование. Так, можно выбрать наиболее интересное или длинное продолжение, команду, которая предложила больше всего вариантов и так далее. В качестве судьи можете выступить вы сами или отдельно назначенные ученики.
Это или то?

Упражнения, которые предполагают выбор из двух альтернатив, обычно нравятся ученикам потому, что их можно выполнить быстро, а ограниченный выбор позволяет сосредоточиться на смысловой стороне задания.

Включив его в занятие, вы сможете тренировать лексику и грамматику, произношение, умение строить предложения на иностранном языке. Дополнительно ученикам представится возможность отточить навыки принятия решений, выбора наилучших средств для выражения своих мыслей, умение запрашивать и давать объяснения.

Подготовьте несколько разных предметов, которые можно уместить в небольшую коробку, или несколько изображений. Предметов или картинок должно быть столько же, сколько учеников в группе, и каждый, включая вас, должен получить что-то свое. После этого спросите у первого ученика, что ему больше нравится – ваш предмет или его. Строить вопрос можно по-разному, в зависимости от того, каким грамматическим материалом уже владеет группа.

Когда ученик сделает выбор, запросите у него пояснения. Получив их, отдайте свой предмет (если он захотел его получить), или оставьте ему его вещь, если был сделан соответствующий выбор. После этого ученик задает тот же вопрос следующему, запрашивает пояснения и обменивается с ним предметами или оставляет себе свой. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не получит возможность сделать выбор и объяснить его.

Во время выполнения задания внимательно следите за правильностью постановки вопроса и за тем, чтобы обмен происходил только после качественного обоснования желания получить новый предмет или оставить собственный.

Разные варианты этого упражнения могу включать выбор места для проведения отдыха или каникул, знаменитости, с которой хотелось бы познакомиться, книги для прочтения, предметов одежды, блюд в ресторане.

Главное преимущество перечисленных заданий – в их гибкости и возможности адаптировать буквально к любой ситуации на занятии, а также в минимальной подготовке. Пользуйтесь ими, чтобы достичь всех результатов, которые могут предложить современные методы обучения, и ваши ученики будут приходить на занятия с удовольствием.

Recommended Posts