Знание нескольких языков облегчает адаптацию детей с аутизмом


Ученые выяснили, что билингвизм развивает мыслительные процессы и их гибкость у детей с аутизмом. Использование нескольких языков помогает детям быстрее переходить от процесса к процессу м переключаться между различными задачами.

Исследователи канадского Университета Макгилл пришли ку выводу, что билингвизм способствует ускорению процессов переключения между задачами у  детей с расстройством аутистического спектра (РАС) .При РАС данные процессы могут вызывать сложности у детей.

Современная психология говорит о том, что существует «билингвальное преимущество» (bilingual advantage). Согласно этой точке зрения, исполнительные функции мозга повышают свою работоспособность в условиях использования нескольких языков в обычной жизни. В то же время билингвизм полезен и для когнитивной гибкости – функции переключения с одной задачи на другую. Обычно этот эффект рассматривался, как положительный и полезный для людей без неврологических нарушений. По словам авторов новой работы, они стали одной из первых команд, кто исследовал влияние билингвизма на развитие детей с РАС.

В исследовании приняли участие 40 детей  в возрасте от шести до девяти лет. У половины из них диагностировали какое-либо расстройство аутистического спектра, остальные не имели неврологических нарушений. Также 50% участников проекта были билингвами, другие знали лишь один язык. Таким образом в каждой группе, проходившей исследование приняли участие по 10 детей. По заданию исследователей детям, в случайном порядке показывали картинки: синих кроликов и красные лодки. Дети должны были, сортировать картинки по цвету. Затем в задание внесли изменения, сортировать нужно было по типу объекта, изображенного на картинке. 

Результаты исследования показали, что среди детей с РАС билингвы качественнее и быстрее выполняли более сложные задачи на «переключение». Их родители сообщили, что и дома эти дети легче «переключаются». Исследователи полагают, что результаты полученные в этом исследовании, помогут родителям детей с РАС более грамотно планировать их обучение. Существует мнение, что необходимость использовать несколько языков может усугубить трудности с когнитивной гибкостью и речью у ребенка с аутизмом. Результаты новой работы говорят об обратном. 

Ученые планируют наблюдать за развитием детей, принимавших участие в исследовании, в течение следующих 3–5 лет. Это позволит узнать, как билингвизм влияет на когнитивную гибкость в долгосрочной перспективе. 

Исследование опубликовано в журнале Child Development

Recommended Posts